Главная » Статьи » Можно ли использовать подкладные автомобильные весы с дорожками для коммерческого взвешивания?

Можно ли использовать подкладные автомобильные весы с дорожками для коммерческого взвешивания?

В связи с принятием в целом законопроекта №3742 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отдельных вопросов осуществления габаритно-весового контроля» хотим обратить ваше внимание на некоторые вопросы действующего законодательства Украины относительно требований к взвешивающим приборам.

Для того, чтобы результаты взвешивания могли использоваться в сфере законодательно регулируемой метрологии, в частности при торгово-коммерческой деятельности, и имели юридическую силу при разрешении конфликтов, споров или обжаловании штрафов в судебном порядке, необходимо, чтобы взвешивающие приборы соответствовали всем действующим техническим регламентам, которые применяются к ним, прошли соответствующие процедуры оценки соответствия и регулярно проходили периодическую поверку.

Согласно действующему законодательству Украины автоматические приборы для взвешивания дорожных транспортных средств в движении и измерения нагрузок на ось (далее — весы для взвешивания ДТС в движении), в частности подкладные весы должны соответствовать, быть установлены и эксплуатироваться в сфере законодательно регулируемой метрологии в соответствии с существующими требованиями технического регламента законодательно регулируемых средств измерительной техники, утвержденного Постановлением КМУ № 94 от 13.01.2016 г. и требованиям национального стандарта ДСТУ OIML R 134-1: 2010 «Приборы автоматические для взвешивания дорожных транспортных средств в движении и измерения нагрузки на ось. Часть 1. Общие технические требования и методы испытаний».

В соответствии с пунктом 20 приложения 2 Технического регламента законодательно регулируемых средств измерительной техники «Для получения правильных результатов средства измерительной техники должны быть пригодными для назначенного применения с учетом реальных условий эксплуатации и не должны отвечать неоправданным требованиям потребителя (пользователя) для получения правильного результата.»

Весы для взвешивания ДТС в движении должны быть установлены с соблюдением требований пункта 3.7 и приложения В ДСТУ OIML R 134-1: 2010. Зона взвешивания таких весов состоит из грузоприемного устройства и подъездных путей на обоих концах и при оценке соответствия и поверке рассматривается и оценивается в комплексе вместе с весами для взвешивания ДТС в движении. ДСТУ OIML R 134-1: 2010 устанавливает жесткие требования к конструкции и геометрическим размерам подъездных путей.

Согласно п.В.3 приложении В ДСТУ OIML R 134-1: 2010 «подъездные пути до и после грузоприемного устройства должны состоять из устойчивой несущей конструкции из бетона или аналогичного стойкого материала, которая опирается на соответствующую основу и которая должна обеспечить одновременно, примерно на уровне плоской поверхности опоры всех шин, прямой, гладкий подъезд, съезд и проезд транспортного средства по грузоприемному устройству».

Согласно п. В.4 приложения В ДСТУ OIML R 134-1: 2010 «каждый из этих подъездных путей должен иметь длину не менее 16 м. … Дорожное покрытие должно быть достаточно гладким и ровным заранее до подхода к подъездному пути, иметь достаточную длину и ширину, чтобы испытуемое транспортное средство имело возможность достичь постоянной скорости движения вдоль подъездного пути.

Разрешено иметь поперечный наклон подъездных путей, что не превышает 1%, для целей дренажа. Чтобы свести к минимуму перемещение груза между осями транспортного средства, подъездные пути не должны иметь продольного наклона. Грузоприемное устройство должно быть установлено в той же плоскости, что и подъездные пути».

Итак, если результаты взвешиваний будут использоваться в сфере законодательно регулируемой метрологии и должны иметь юридическую силу при разрешении конфликтов, споров или обжаловании штрафов в судебном порядке, то подкладные весы можно использовать только установив их в приямок с обеспечением подъездных путей в соответствии с вышеописанным.

Подкладные весы с дорожками длиной 8 м, которые массово предлагаются на рынке Украины, можно использовать только для технологического взвешивания, но не в сфере законодательно регулируемой метрологии. Результаты показов таких весов не могут использоваться при торгово-коммерческих операциях и не имеют юридической силы при решении конфликтов, споров, при выписке штрафов или обжаловании их в судебном порядке.

Главный метролог,
начальник калибровочной лаборатории
ООО НПП «Техноваги», к.т.н. Т. М. Ильницкая